Tom Kenyon
Статьи

Эмоциональный Рак

Написано Томом Кеньоном

Впервые эта концепция пришла мне в голову во время тренинга в Анкоридже, Аляска, несколько лет назад.

Я вел урок о том, как звук может быть использован для раскрутки эмоций с целью психологического исцеления. Женщина, назовем ее Роуз, вызвалась добровольцем на сеанс, на примере которого я продемонстрировал бы технику. Как часть демонстрации, я попросил ее сконцентрировать внимание на той части тела, в которой ощущался дискомфорт, поскольку эмоции часто оседают в определенных частях тела.

Она сказала, что у нее болели почки. Роуз затем поделилась информацией, что она только что выписалась из больницы, где проходила лечение от почечной недостаточности. Для нее это явилось весьма суровым испытанием, как вы можете себе представить. Теперь она была на диализе, и ее имя значилось в списке ожидания для трансплантации почки.

Я научил ее перемещать ее сознание в почки и производить звуки на выдохе. Я попросил ее представить, что звуки на самом деле исходили из ее почек, и ей следовало прислушиваться к собственным звукам, расслабляясь как можно полнее на выдохе.

Как бы странно это ни звучало, это довольно-таки простая задача, и вскоре она стала издавать слабое мычание. Затем звуки изменились. Сначала они звучали как младенец или маленький ребенок, а потом они стали отчаянными криками испуганного ребенка. Всех в аудитории поразила интенсивность момента, пока мы наблюдали за взрослой женщиной сорока с небольшим, рыдающей, как перепуганная маленькая девочка.

В конце концов, ее плач стал приглушаться и постепенно превратился обратно в тихое мычание. Она протянула руку назад и прикоснулась к своей спине там, где расположены почки. Роуз открыла глаза.

Не веря, она смотрела на меня. « Боль пропала », сказала она . « Боль ушла !»

Я попросил ее описать ее внутренний опыт во время процесса, и она сказала, что отправилась назад во времени к тому моменту, когда ей было примерно два года. Она сидела на высоком стульчике, который помнила с детства. По мере того, как ее голос высвобождал запертую в ее почках энергию, ее разум отправился в прошлое, в ее детские воспоминания. В тот момент ее жизни ее мать жила с бойфрендом. Мать ушла на работу, а ее парень должен был заботиться о девочке. Но, очевидно, его раздражало то, что ребенок отвлекал внимание матери от него. Вместо того, чтобы нормально кормить девочку, он бросал в нее еду. Это ее пугало, и именно этот ужас она вновь переживала во время демонстрации. Каким-то образом физическим почкам пошли на пользу эти воспоминания и вокальное выражение этого детского страха.

После демонстрации на обсуждении тренинга в нашей группе кто-то упомянул, что ее брат умер от рака желудка. Странным было то, что его отец жестоко с ним обращался в детстве. И когда он напивался или злился, он вымещал все это на сыне при помощи пинков и тычков в живот, приговаривая, что тот - просто мусор.

Переживания Роуз спровоцировали эффект «ага», и сестра мертвого брата заговорила сквозь слезы. Она видела, как ярость ее отца постоянно вбивалась в живот ее брата.

Для нее это объясняло рак и, как итог, смерть ее брата.

Идею о том, что ткани задерживают в себе эмоции, предложил западный психолог Вильгельм Рейк. Но эта идея отслеживается назад во времени гораздо дальше, к древнейшему искусству акупунктуры. Китайцы зашифровали эту систему тонко-энергетической медицины тысячи лет назад, и одна из главных концепций относится к эмоциям. Легкие, например, обычно задерживают в себе горе и печаль, а почки – страх.

Ослабило ли переживание женщиной страха в детстве ее почечную энергию (энергию ци) и предрасположило ли к почечной недостаточности позднее в жизни? Или эти два события никак не связаны между собой? Но связаны ли они напрямую или косвенно, интересно, что переживание боли заново и вокализация страха уменьшили болевые ощущения и дискомфорт в ее физических почках.

Я начал рассматривать эмоциональную боль и ее отношение к здоровью в новом свете. Тогда в начале девяностых аллопатическая медицина (принцип лечения средствами, вызывающими эффекты, противоположные признакам болезни) не допускала прямой связи эмоций и здоровья (и, по большей части, до сих пор не признает).

Честно сказать, я считаю, что очень многое здесь зависит от денег. Аллопатическая медицина все больше и больше основывается на фармацевтике. И крупные фармацевтические компании не заинтересованы в финансировании исследований, не приносящих им прибыль.

Не смотря на монолитную связь с медициной фармацевтических компаний, новая область исследований начинает завоевывать позиции. Она называется Психо-нейро-иммунология, или исследование влияния разума на здоровье. В ранние 90-е эта едва оперившаяся область медицины называлась Психоиммунология. Думаю, то, что теперь это слово стало длиннее и сложнее для произношения, означает, что эта область приобрела больше уважения.

Но как бы вы это ни называли, эта область медицины указывает на некоторые весьма четкие связи между эмоциональными жизнями и нашим здоровьем.

По мере слияния наук неврологии и психологии с целью изучения этой ранее неизученной территории человеческой биологии, проявляются некоторые интересные модели.

Чаще всего это всплывает в области рака. Как вы, должно быть, знаете, рак достигает пропорций эпидемии в индустриальных странах. И там растут исследования этого явления, показывающие, что по большей части виноваты высокие уровни загрязнения пищи, воздуха и воды. Но не рассчитывайте, что Большие Ребята в Вашингтоне, или в столице вашего штата, сделают что-то с этой проблемой. По всей видимости, только у денег есть право голоса на политической арене, а в очистке воздуха и воды сейчас не так много выгоды.

Я нахожу это интересным, что современные нефтяные компании США, я имею в виду современную администрацию США, буквально свели на нет десятки лет тяжелого труда по защите окружающей среды в одно мгновение.

Но позвольте мне вернуться к теме. Я не хотел делать из этого политическое заявление. И все же, невозможно отделить здоровье населения от социальных и политических проблем. Не смотря на умелые карточные трюки, наши политические лидеры не могут изменить реальность, в которой здоровье населения и качество нашей окружающей среды тесно переплетены.

В то время как качество нашей внешней окружающей среды тяжело сказывается на состоянии нашего здоровья, я хотел бы обсудить иной вид среды.

Вы не можете ее видеть, но можете чувствовать. Это ваша эмоциональная среда. И как психотерапевт, рассматривающий наше сообщество, я вспоминаю реплику из мюзикла «Музыкальный человек» - «В Ривер Сити неприятности».

Я называю это эмоциональным раком, и подобно обычному раку, он может стать смертельным. Если оставить все как есть, он может разрушить жизнь. Самое малое, на что он способен, - он может психологически искалечить индивидуума таким образом, что он или она не сможет делать уместные выборы в жизни. В своей наиболее агрессивной форме он может нарушить клеточную биологию и привести к физическому заболеванию.

По иронии, я обнаружил, что этот тип эмоционального рака частенько всплывает в духовных сообществах, в независимости от их философских и/или религиозных воззрений. На то есть причина, и я надеюсь немного рассказать об этом. Но сначала я хотел бы обсудить некоторые вещи, чтобы подготовить почву.

Опасные Медитации

Мой друг из Санта-Фе, штат Нью-Мексико, несколько лет назад сходил на лекцию о гомеопатическом лечении депрессии в местный магазин здоровой пищи. В то время он находился в депрессии и сам, но все же был немало удивлен, увидев, как много народа было в аудитории. Зал был забит. И по его оценке, около 90% присутствующих практиковало медитации, следуя какой-либо из духовных традиций. И половина из них практиковала Буддизм!

И теперь, не знаю как вы, но по мне – здесь что-то не так. И поскольку я собираюсь забить несколько священных коров, позвольте мне быть точным в том, что я собираюсь сказать.

Во-первых, я практикую медитации, я – медитатор. На самом деле, я практиковал различные формы медитации в течение сорока лет. И я также буддист. Ну, на самом деле, я – Нео-языческий тибетский буддист и частично даосист, но не буду в это сейчас углубляться. Достаточным будет сказать следующее: я верю, что фундаментальные откровения буддизма являются точным описанием мистерии, которую мы называем сознанием.

Так что мои неудобства связаны не с буддизмом или медитацией в общем смысле, но скорее с тем, как их практикуют. Когда они используются для проникновения в истинную природу нашего разума, они неоценимы. Но когда они используются для того, чтобы избежать эмоциональной истины, они действуют само-разрушительно. И меня не волнует, сколько раз вы простираетесь ниц, сколько ладана сжигаете, или насколько долго сидите на заднице, погрузившись в созерцание – этот тип медитации не ведет к просветлению.

Думаю, причина, по которой зал на той лекции был забит слушателями, в том, что они использовали медитацию в качестве наркотика.

Они обнаружили, что могут использовать медитативные состояния, как способ избежать эмоциональной боли. Большинство медитирующих, попадающих в эту ловушку, не осознает того, что они пытаются избежать эмоциональной боли. Они просто знают, что чувствуют себя паршиво, если не находят времени для медитации. Наслаждаться перспективами разума, предоставляемыми медитацией – это одно. Зависеть от нее, потому что она помогает вам чувствовать себя хорошо, - это другое.

Этот тип квази-медитации оказывает на разум седативное воздействие, притупляющее или уменьшающее (на какое-то время) эмоциональную боль человека. Это происходит благодаря изменения уровня серотонина в мозге. Другими словами, вы становитесь как обкуренный. Мозг – мастер фармацевтики, оставляющий даже самые продвинутые фармацевтические компании далеко позади глотать пыль.

Мозг способен производить мириады психотропных субстанций, и довести себя до состояния кайфа довольно просто, как только поймешь, как это делается. Множество людей, практикующих медитацию, на самом деле доводят себя до состояния наркотического опьянения. Имейте в виду, можно очень легко достигнуть этого состояния, особенно когда эти вещества производятся собственной нервной системой. Но это не проникновение в таинства собственного разума. Это просто покачивание на волнах созданного собственными усилиями самсарического кайфа.

Для тех, кто не знаком с термином «самсарический»: он относится к слову из санскрита – самсара, мир иллюзии. То, что нереально, зовется самсарой в Буддизме. Так что в этом утверждении я имею в виду следующее: опыт кайфа во время медитации является самсарическим или иллюзорным блаженством. Оно не реально, оно создано медитирующим.

И тут-то весь фокус. Природа сознания – блаженство (или аннанда в санскрите). Но этот вид блаженства отличается от подобного наркотическому, который испытывают некоторые медитирующие. Это блаженство бодхиситта (разум Будды) обладает качествами как расширенными, так и ясно присутствующими. Нет избегания чего-либо. Все аспекты «я» присутствуют, включая эмоциональный.

В медитации избегания – термин придумал я – один использует наркотическую химию мозга, чтобы избежать собственной эмоциональной боли. Эта медитация не предложит ничего, что имело бы истинную ценность. Это лишь поможет вам избежать подлинного опыта переживания себя самих.

Для всех нас вполне естественно избегать боли. Все биологические организмы разделяют эту врожденную тенденцию. Но когда мы избегаем осознания нашей эмоциональной боли или дискомфорта, мы приглушаем свет само-осознанности. И для любого идущего по духовному пути это анафема.

Медитация избегания – всего лишь один из способов избежать эмоционального осознания, хотя и весьма находчивый. Среди «духовных людей» другой популярный способ избежать эмоционального осознания – служение другим.

Служение Другим с целью Избежать Осознанности

Я говорил, что собираюсь забить несколько священных коров в этой статье, так что позвольте мне снова пояснить, что я имею в виду. Я не говорю, что служение другим – это неправильно или плохо. На самом деле, я считаю, что это, наоборот, является ключевым моментом для духовного пути. Это форма божественной любви (агапе), выражающаяся в человеческой любви (филиос). Согласно многим эзотерическим и мистическим традициям, источник всего (назовите его Богом, если хотите) может выразить себя для нас через действия других людей вокруг нас. Посему мы необходимы божеству. Без нас оно не сможет выразить свою бесконечную любовь в мир.

Но для многих на духовном пути служение другим является способом избежать осознания собственной боли и/или нужд. Стратегия обычно неосознанна с неполной осведомленностью о собственных скрытых мотивах или же без таковой. Но концентрируясь на нуждах других людей, мы можем легко потерять себя и избежать осознания собственных нереализованных нуждах.

Говорят, лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать, так что позвольте мне нарисовать для вас эту картину. Центральная фигура была когда-то могущественным целителем, которую направили ко мне несколько ее обеспокоенных друзей. Она была известным во всем мире целителем, и люди буквально приезжали со всех концов света, чтобы увидеться с ней. Хоть она исцелила много людей, сама она была больна. Она испытывала множество необъяснимых приступов изнеможения, но медицинские тесты и анализы не выявляли никаких физических проблем.

Раненый Целитель

Первое, что меня поразило – это ее поведение и манера себя держать. Она очевидно была сильной женщиной с невероятно сильным характером и острым умом. Она также была расстроена, что не смогла исцелить себя от этой «штуки».

Она сопротивлялась уговорам друзей встретиться со мной, но недавний случай убедил ее попытаться. В то время она как раз страдала от очередного приступа изнеможения и усталости. Глубокой ночью кто-то подошел к ее двери. Они проделали огромный путь, чтобы встретиться с ней, и одному из них было диагностировано смертельное заболевание. Несмотря на огромную усталость, Лили (не настоящее имя) работала с этим человеком всю ночь и следующий день.

Болезнь ушла в ремиссию, и тот человек чудесным образом выжил. Трое благодарных гостей уехали с чувствами глубокой признательности и благодарности невероятному целителю. Лили чувствовала удовлетворение от того, что послужила желаниям духа даже несмотря на то, что исчерпала свои энергетические силы.

И затем она наткнулась на «стену». Каждый целитель, когда-либо отдававший слишком много своих сил за сеанс, знает, что это за «стена». Это энергетический блок , влияющий на нервную систему . Ее тело болело . Она чувствовала слабость, и ее лихорадило. Она пребывала между мирами пару дней, слишком слабая, чтобы выбраться из постели и поесть. За время этого внутреннего путешествия она встретилась сама с собой. Она знала, что если не изменить что-то в ее работе, ее служение человечеству убьет ее.

Простая истина всего этого состояла в том, что Лили не могла сказать «нет». Она чувствовала, что каждый, оказавшийся у ее порога, был «послан духом», и она должна была работать с ними. И не важно, была ли ночь или день. И нужды этих незнакомцев даже становились выше нужд ее собственных детей. Дети Лили высказывали свое недовольство и раздражение, но она попросту списывала это на то, что они подростки.

Я спросил ее, какое у нее было детство. «При чем оно здесь?» - спросила она. Она не доверяла терапевтам и их упорной концентрации на прошлом.

«Ну, как бы странно это ни звучало, я нахожу, что проблемы из детства часто маскируются различными способами в дальнейшей жизни»

«Я уже сыта до тошноты разбором всего этого», сказала она.

«Просто подыграйте мне немножко», попросил я. «Обещаю, мы не задержимся надолго на этом вопросе. Мне просто нужен быстрый набросок семейной ситуации ».

Лили рассказала мне, что ее мать умерла, когда ей было девять лет. Она была старшей из семерых детей и быстро взяла на себя материнскую роль для своих младших братьев и сестер. Когда они заболевали, она не спала ночами, ухаживая за ними. Тогда Лили и обнаружила свои целительские способности. Она не знала, как она это делает, но она могла положить руки на заболевшего, и тому становилось лучше.

«Итак, Лили, чувствовала ли ты себя виноватой в связи с ранней кончиной матери?»

«Что вы имеете в виду?» спросила она с вызовом в голосе.

«Мне кажется, что если вы обнаружили в себе целительские способности после смерти матери, здесь может быть некое скрытое сожаление о том, что вы не открыли их в себе раньше и не смогли исцелить свою мать»

«Но мне было всего девять, когда она умерла!» Боль и тоску в голосе Лили ни с чем невозможно было спутать.

«Я знаю, знаю. И вы ничего не могли бы поделать» Я сделал паузу, чтобы мои слова осели в ее разуме.

Лили начала всхлипывать, и запертые внутри нее на тридцать с чем-то лет горе и печаль начали оставлять ее.

Через несколько минут мы продолжили разговор. Становилось ясно, что Лили управляли нераспознанные горе и потеря, связанные с матерью. Из-за того, что она не распознала и не признавала свою эмоциональную боль, связанную с этим, она проецировала ее на тех людей, что приходили к ней за исцелением.

Она привыкла заботиться о людях. В конце концов, она начала это делать с ранних лет. И у нее хорошо получалось то , что она делала . Не вызывало сомнений то , что Лили помогла сотням людей .

Но она покинула и забросила себя саму. Концентрируясь на нуждах других, она потеряла связь с собственными нуждами – такими элементарными, как позволить себе отдохнуть.

Ситуация усугубилась огромным духовным развитием Лили. Да, как бы странно это ни звучало, духовное развитие не обязательно приносит психологическое или физическое благополучие.

Она обладала глубинным чувством сострадания к другим существам и глубоко укоренившееся желание помогать им. Но она не включила себя в это уравнение . Если кто-то страдал, в ее разуме их нужды далеко превосходили ее нужды, даже нужды ее собственных детей.

Такое попросту не работает в мире воплощенных в теле существ. Будучи человеческими животными, мы обладаем изначальными нуждами, которые следует удовлетворить. Если этого не сделать, мы заплатим за это физическим и/или ментальным расстройством.

Лили не уделяла внимания собственным нуждам и платила за это. Она была жертвой эмоционального рака.

Рак появляется, когда клетки начинают бесконтрольно размножаться. Если на это не обращать внимания, в конечном итоге они убьют здоровые клетки и уничтожат своего носителя.

Эмоциональный рак работает похожим образом. Нераспознанная эмоциональная модель начинает распространяться и расползаться. В данном случае, моделью Лили была забота об остальных с целью избегания боли в связи со смертью матери. Проблема была не в том, что она являлась целителем. Проблема состояла в том, что она не могла распознать случаи, когда для нее было неуместным тратить свои силы.

Но под влиянием эмоционального рака у нее не было права или разрешения позаботиться о себе самой в присутствии нужд других людей. Забота о себе при таком раскладе выглядела бы «эгоистической». Не только это, но и уделить время себе, пока другие страдали, означало бы поставить себя лицом к лицу с неразрешенными чувствами, связанными с кончиной матери.

Все это еще больше усложнилось через веру Лили в духовное служение через пожертвование. Это старый духовный шаблон, который пробыл с нами на Земле очень-очень долгое время. И Лили приняла его как часть своей духовности. На заметку: я считаю, что бывают моменты, когда самопожертвование может быть благородным поступком, но хроническое неосознанное самопожертвование – это просто глупо.

В поисках способа интегрировать свежеприобретенные откровения в свою дилемму целителя, Лили пришлось обрести более зрелое понимание своих нужд в отношении нужд других.

Если бы она не смогла интегрировать свои нужды в свой взгляд на себя и мир, ее эмоциональный рак в конце концов убил бы ее. Следует пояснить: эмоциональные модели не убивают напрямую. Но они приводят к саморазрушительному поведению. Если бы Лили не начала уделять время отдыху, она бы просто сгорела или хуже – подхватила бы какое-нибудь заболевание.

В некоторых случаях эмоциональный рак на самом деле превращается в физический. До недавнего времени механизм, превращающий эмоцию в заболевание, не был изучен. Но через работу Доктора Кендес Перт и концепцию нейропептидов эта тайна разъясняется.

Согласно современной теории нейропептидов, эти высоко активные биохимические активаторы взаимодействуют с рецепторами на поверхности клеток. Согласно Доктору Перт, подавленные эмоции накапливаются в теле при помощи нейропептидов, и воспоминания сохраняются в нейропептидных рецепторах.

Работающие с телом терапевты давно заметили, что тело сохраняет память. И этот тип памяти может сохраняться годами.

Я помню, как демонстрировал гипнотическую технику во время профессионального тренинга несколько лет назад. Когда я попросил молодую женщину перенестись назад во времени, она заплакала. Когда она взяла себя в руки, я спросил ее, что случилось.

Она ответила, что перенеслась назад в то время, когда ей было семь или восемь лет. Она играла в софтбол и получила удар по лицу битой. Ее отец был тренером команды, и она помнит, что не плакала, приняв удар. Ее отец по пути домой сказал ей, что гордится ею за то, что она не заплакала.

В кратковременном гипнотическом состоянии она пережила заново физическую боль от удара, будто бы ее снова ударили. Имейте в виду: боль была не воспоминанием, а физическим переживанием, она ощущалась физически!

Не только это, но и осознание того, что ее отец всегда хотел сына, а не дочь, накатило на нее огромной волной. Она старалась соответствовать ожиданиям отца всю свою жизнь.

За мою терапевтическую практику сотни людей заново переживали боль из прошлого в моем присутствии. И основываясь на этих двадцати с лишним лет наблюдений, могу сказать, что теория Доктора Перт или какая-либо ее форма абсолютно верна.

Хоть большинство людей не интересуются биохимией и такими вещами, как механизмы, стоящие за болезнью, они заинтересованы в том, чтобы оставаться здоровыми.

Я назвал эту статью Эмоциональный Рак, потому что верю, что вредные эмоции на самом деле трансформируются в болезнь. Теперь позвольте мне пояснить: я не верю, что все болезни вызваны негативными непризнанными эмоциями. Что - то из этого несомненно выражается в физическом теле . Но некоторое можно проследить до моделей чувств, и это не яснее, чем с физическими формами рака.

Психология Рака

Все больше исследований проводится на тему психологии раковых больных, и начинают проявляться интересные тенденции.

Во-первых, многие психологи наблюдали, что у женщин с раком груди часто присутствует самопожертвование как часть их психологической жизни. Они также часто ощущают, что у них нет права на собственные нужды. Они заботятся о нуждах окружающих прежде себя. Их нужды, как говорится в пословице, отложены в долгий ящик. И многие раковые пациенты часто предпочитают держаться в тени и всегда стараются быть «хорошими» несмотря на ситуацию.

Основная функция иммунной системы – отличать «я» от «не-я». И она проделывает эту работу путем различных процессов, включая боковые рецепторы на поверхности клеток.

Если чужеродный объект вторгается в тело, скажем, вирус или бактерия, иммунная система посылает отряд специальных клеток, как клетки т-убийцы, микрофаги и т.д., к месту вторжения. Эти микро-воины попросту заключают нарушителей в себя и уничтожают их.

Я считаю, что наши эмоциональные «я» проводят процессы, схожие с иммунной системой. Функция эмоционального иммунитета также в том, чтобы различать «я» и «не-я». Если кто-то вреден или жесток по отношению к нам, наш эмоциональный иммунитет отделяет нас от них. Мы обладаем чувством здоровой психологической независимости. Существует осознание и распознавание того, что мы – отдельные существа и не обязаны принимать их жестокость и насилие.

Но это происходит лишь со здоровой эмоциональной иммунной системой. Если она повреждена, мы будем принимать насилие или манипуляцию от других людей. В таких случаях, не существует неотъемлемого чувства психологической независимости, и мы чувствуем, что у нас нет выхода кроме как принять насилие.

Насилие может принимать многие формы. Физическое насилие очевидно, но ментальное или эмоциональное насилие часто обнаружить сложнее. Но вредные и ядовитые элементы насилия, физического, ментального или эмоционального, схожи своим разрушительным воздействием на эмоциональный иммунитет.

Джоан (не настоящее имя) подвергалась сексуальному насилию со стороны своего отца, который, по иронии, был священником. У него было высокое положение и обширная паства, и он жил двумя жизнями. Хоть физическое насилие прекратилось, когда Джоан было около двенадцати лет, эмоциональное насилие продолжалось. Ее властный отец контролировал каждое ее движение и принижал любые и все ее достижения.

По ее собственной оценке Джоан была идеальной дочерью священника. Улыбка всегда играла на ее лице, и она всегда знала, что сказать людям, чтобы им стало лучше. В отсутствие родителей она часто беседовала с прихожанами, нуждавшимися в утешении.

В старших классах и колледже она была очень популярной и имела кучу друзей. Но чего-то не хватало. Она отошла от собственных чувств, и хотя она и знала, что делать в обществе и в социальных ситуациях, она не имела ни малейшего понятия, что ей делать, когда она одна. У нее украли ее ощущение «себя», и даже членство в лучшем женском сообществе колледжа не могло это исправить.

В колледже у Джоан было две нежеланных беременности без брака. В первый раз она сделала аборт, к ужасу своих родителей. Забеременев снова, она решила оставить ребенка. Размышляя о своем тогдашнем решении, Джоан сказала мне, что просто не могла вынести осуждения своих родителей во второй раз.

Для всех выглядело так, будто Джоан жила счастливой жизнью. Она вышла замуж и родила второго ребенка. Все шло хорошо, по крайней мере, на поверхности. Когда Джоан исполнилось сорок, она стала видеть определенные сны. Они преследовали ее почти три года, с различной степенью интенсивности и с разными местами действия, но всегда с одной и той же темой.

За ней гналась черная женщина. Женщина, черная, как смола или беззвездная ночь. Она была пугающей и часто оскаливала зубы и шипела. Она всегда говорила одну и ту же фразу: «Изменись, или я убью тебя!»

Через примерно три года кошмары прекратились. Джоан, по ее собственной оценке, почти совсем не изменилась. И спустя два года ей диагностировали рак груди.

Черная женщина была посланником из глубин, которыми Джоан пренебрегала. Какая-то часть, истинная часть Джоан, злилась. Поэтому темная фигура оскаливала зубы и шипела как змея. Посланник из бессознательного высылал сигналы бедствия. Что-то должно было измениться, или жизнь не могла быть продолжена. «Что-то», что нужно было изменить, являлось образом жизни Джоан – жизнь для других, а не для себя.

Джоан в конце концов сдалась болезни, несмотря на попытки медиков остановить ее течение.

Я рассказал об этом случае, потому что это острый пример того, что я называю Эмоциональным Раком и на что он способен .

Ощущение «себя» у Джоан было нарушено ее отцом, и ее эмоциональный иммунитет был поврежден. На глубоком эмоциональном уровне она чувствовала, что у нее нет права сделать выбор, отличный от выбора окружающих. И по мере распространения Эмоционального Рака она чувствовала себя все более бессильной. Ее отношения все больше походили на паучьи сети. Будучи довольно чувствительной и проницательной, Джоан говорила, что часто могла чувствовать желания окружающих ее людей. Она сторонилась толпы; противоречивые желания были слишком невыносимыми для нее.

Ирония ее диагноза рака груди не избежала Джоан. Она сказала мне, что многие годы ощущала себя так, будто была невольной матерью мира.

Джоан не смогла понять, как вернуть себе ощущение «себя» и ту жизнь, что прилагалась к этому. Она не смогла изменить свой внутренний мир, и темная фигура из ее бессознательного пришла за ней.

Исцеление Рака

Распространенная тема среди выживших после катастрофической болезни, как рак, - изменение фокуса с нужд других на свои. Такой массивный поворот в психологической ориентации высвобождает невероятную целительную энергию. Возможно, такие изменения стимулируют высвобождение целительных нейропептидов. Но каким бы ни был психологический механизм, концентрация на истинно собственных нуждах целительна.

У меня есть подруга, которая пережила это много лет назад. У нее был диагностирован смертельный рак, и ей сказали, что пора привести все ее дела в порядок. Она пришла домой и объявила изумленной семье, что покидает их. Она сказала, что раз уж ее жизнь заканчивается, то она сделает то, о чем всегда мечтала – съездит в Японию. Она поехала в Токио и настолько превосходно провела время в Японии и остальной Азии, что рак ушел в ремиссию!

Выстраивание Эмоционального Иммунитета

Широко известно, что мы можем укрепить наши физические иммунные системы, произведя изменения в стиле жизни. Менее широко известно, что мы также способны укрепить наши эмоциональные иммунные системы.

Первой задачей будет распознать, страдает ли человек от слабой эмоциональной иммунной системы. Здоровая эмоциональная иммунная система основана на обладании способностью распознать собственные истинные нужды (противопоставленные желаниям) и внутренним разрешением позаботиться об этих нуждах. Это также включает в себя четкое ощущение «себя» как независимого существа, отдельного от других.

Порой это является проблемой для людей на духовном пути. Это так, потому что с уровня сердца мы считаем, что мы все едины и являемся Одним. Мы видим, что есть одна жизнь, одно сознание, живущее в многочисленных формах. Есть природное чувство связи с остальными, когда пространство сердца активировано. И с точки преимущества высшего сознания, не существует никакого «я», отдельного от кого-то другого.

И хоть это и так, правда также и то, что у нас есть тела, отдельные от тел остальных. И природный интеллект нашей биологии диктует нам почитать эти различия. И если мы не послушаем, мы заболеем. Наши иммунные системы следуют этому безапелляционному закону природы.

Наши эмоциональные иммунные системы также следуют данному закону. Если мы не распознаем психологически вредные элементы и не будем их избегать, мы заболеем, физически или эмоционально.

Надеюсь, сейчас уже ясно, что Эмоциональный Рак создается при нарушении ощущения «себя» у человека. Обычно такое происходит в связи с какого-то рода насилием. И хотя физическое, сексуальное и эмоциональное насилие часто распознаются, есть форма насилия, которой часто удается остаться незамеченной. Я называю это духовным насилием.

В своей наипростейшей форме духовное насилие заставляет человека забыть «себя». Собственные нужды вытесняются идеалом, считающимся чем-то гораздо более высоким, чем простое «я». Такой вид духовного грабежа проявляется в мириадах форм и никакие духовные сообщества не обладают иммунитетом. Если вы войдете в группу или последуете за учением, отрицающим ценность ваших чувств и/или игнорирующим ваши нужды, тогда я предлагаю вам бежать оттуда сломя голову.

Я говорю это, потому что корень слова «святой» означает «быть целостным». То, что повышает нашу целостность, священно и то, что понижает нашу целостность, - мирское и оскорбительное. Задача вспоминания себя через культивацию эмоциональной осознанности – святая работа.

Наконец, чтобы защитить наш эмоциональный иммунитет, нам следует обращать внимание на наши нужды. Во-первых, нам следует дать себе разрешение признавать, что эти нужды у нас есть. И, во-вторых, нам следует найти способ включить наши нужды в мириады запросов и требований в нашей повседневной жизни. Это нелегкая задача, особенно в сообществе, из кожи вон лезущим, чтобы избежать самоосознания.

Вокруг может быть очень много социального давления, чтобы человек оставался неосознанным по отношению к собственным истинным нуждам и чувствам – особенно в «духовных сообществах». Я обнаружил, например, что те, кому некомфортно с собственными нуждами и чувствами, часто ощущают себя также некомфортно с нуждами и чувствами окружающих.

Что вы делаете со своими чувствами, когда они противоречат окружающим? Что вы делаете, когда ваши нужды отличаются от нужд окружающих? Это ключевые вопросы и то, как вы на них ответите, существенно повлияет на ваш «эмоциональный иммунитет».

Для тех, кто выбирает святую работу вспоминания «себя», другого пути нет. Человеку следует найти средства быть честным с самим собой и заботиться о собственных нуждах, живя в мире, в котором самосознание и честность не в почете.

Это жестко, но это одна из лучших игр в городе.